Приобщение воспитанников к белорусскому языку

Консультация для родителей

      Будущее родной Беларуси зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Особое значение в воспитании детей придается воспитанию чувства патриотизма, личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет чувство личной ответственности за судьбу Родины. Любовь к ней формируется постепенно в процессе накапливания знаний об общественной жизни, труде людей во благо государства, природе, народных традициях.

         Чтобы понять душу белорусов, через историю, культуру своих земляков приобщить детей к общечеловеческим ценностям, необходимо знать свои корни, свое прошлое и настоящее.

          Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

      Устное народное творчество - загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки — воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании детей. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него по-другому видят окружающий мир.

       Для детей 3-4 лет доступными и интересными являются такие жанры народного творчества, как песенки и потешки: «Iграу я на дудцы», «Ой бычок, мой бысенька», «Ку-ка-рэ-ку, певунок», «Вожык», «Кую, кую ножку». И, конечно же, белорусские народные сказки: «Курачка – раба», «Былiнка iварабей» «Зайкава хата», «Каза – манюка», «Пчала i муха», «Муха – пяюха», «Коцiк, пеунiк i лiсiца».

         Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

         С любви к родному дому, к песни матери, с изучения истории народа, с постижения его традиций начинается любовь к родному краю, к Родине, ко всей Земле. С детства прививается патриотизм человеку, а прежде всего в семье и в дошкольном учреждении, потому что там начинается формироваться мировоззрение гражданина.

         Без знания родного языка, истории, культуры, традиций нет и патриота своей Родины.

         «Кто я? Откуда?» - рано или поздно дети задают эти вопросы, и на них нужно отвечать. Но так получается, что мы сами, взрослые, мало можем вспомнить о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о более далеких родственниках. А много ли мы знаем народных песен, сказок, танцев, пословиц, поговорок, загадок, игр?

         Что мы можем передать в духовное наследие детям? Как будут сохраняться лучшие традиции и обряды? Чем будут дети гордиться и с кого брать пример? Как воспитать сыновей и дочерей трудолюбивыми, добрыми, патриотами своей родины?

         Эти вопросы задают и ищут на них ответы и родители, и педагоги. Сегодня многие ученые, практики единодушны в том, что необходимо возвращаться к народной педагогике, к национальным традициям в присоединении к национальной и общечеловеческой культуре. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что “…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным”. Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

         Важно, чтобы родители знали народные праздники, обряды, традиции, игры; владели родным языком и использовали в воспитание детей разнообразный белорусский фольклор.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов. В настоящее время в  нашей стране живет около полумиллиона человек с ограниченными возможностями. Они составляют 6,6% среди взрослого населения и 1,5% среди детей (читать полностью https://news.tut.by/society/474951.html ). 

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников. Наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот факт, что взрослые иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии нашего учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. А также воспитать у сверстников терпимое и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. 

В нашем детском саду также есть дети инвалиды.

Основными задачами инклюзивного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем учреждении являются:

·         укрепление здоровья детей и предупреждение возникновения вторичных нарушений физического и психического развития;

·         обеспечение прав детей и родителей в получении необходимого комплекса коррекционно-образовательных услуг;

·         осуществление своевременной социальной адаптации и интеграции ребенка в общество;

·         своевременное исправление, компенсация нарушений психофизического развития;

·        формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи и повысить социальную компетентность.

В работе с детьми мы, организуя свободное время дошкольников, делаем их досуг содержательным и интересным. Создавая в группах атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, помогают разнообразные формы работы с родителями:

·         Открытые занятия;

·         Совместные праздники и развлечения;

·         Родительские собрания;

·   

Цель таких мероприятий: создать условия для развития толерантности через воспитание с любовью и во имя любви, с добротой и милосердием, в духе мира и уважения к правам человека, вовлекая в процесс воспитания родителей.
Воспитание толерантности как личного качества в детях осуществляем через создание условий для развития ребенка. В специально организованной игровой деятельности воспитываем в детях открытость и уважение к другим людям, прививаем способность понимать других детей, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Преимущества интеграционной системы для личности и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений:

преимущества социального характера:

·         развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;

·         обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;

·         развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;

преимущества психологического характера

·         исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;

преимущества медицинского характера:

·         подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;

·         исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

преимущества педагогического характера:

·         рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)

·         активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.

В заключение хотелось бы отметить, что поиск наилучших оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

 2 АПРЕЛЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

О ПРОБЛЕМЕ АУТИЗМА  

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

Что такое аутизм?

Аутизм – это  расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Признаки и симптомы аутизма

У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста. 

Поведенческие характеристики, используемые для описания синдрома аутизма:

1. Нарушено развитие неречевой и речевой коммуникации.

Характерно:

  1. отсутствие мимики и жестов. Может отсутствовать и речь;

  2. ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза;

  3. речь нормальная, но беседовать с другими ребенок не может;

  4. речь ненормальная по содержанию и форме, то есть ребенок повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к данной ситуации;

  5. речь ненормальная фонетически (проблемы с интонацией, ритмом, монотонность речи).

2. Нарушено развитие социальных навыков.

Характерно:

  1. дети не желают общаться и дружить с ровесниками;

  2. игнорирование чувства и существование других людей (даже родителей);

  3. не делятся с близкими своими проблемами, так как не видят в этом необходимости;

  4. никогда не подражают ни мимике, ни жестам других людей или повторяют эти действия неосознанно, никак не связывая их с ситуацией.

3. Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов.

Характерно:

  • неестественное, нервное, отчужденное поведение;

  • ребенок-аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки;

  • ребенок-аутист отдает предпочтение уединению, играм с самим собой;

  • отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям;

  • тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках;

  • испытывает требование точно повторять одни и те же действия;

  • концентрирует свое внимание на чем-то одном.

    Причины заболевания 

    Ученые до сих пор не могут установить истинные  причины возникновения аутизма у детей. Теорий по этому поводу существует много, однако ни одна из них так и не нашла подтверждения клинически.

    Некоторые исследователи полагают, что причиной аутизма могут стать различные патологии родов, черепно-мозговые травмы, инфекции. Еще одна группа ученых относит аутизм к детской шизофрении. Существует мнение и о возможном наличии врожденной дисфункции мозга.

    Вполне вероятно, что важную роль в развитии аутизма играет врожденная хрупкость эмоций. В таких случаях при воздействии каких-либо неблагоприятных факторов ребенок закрывается от внешнего мира.

    Распространенность заболевания

    Уровень болезненности  аутизмом составляет 1-2 человека на 1000 человек населения.

    Исторические аспекты заболевания

    Примеры описаний симптомов аутизма можно обнаружить в исторических источниках задолго до появления самого термина «аутизм». В записях застольных бесед афроамериканского оратора Мартина Лютера содержится упоминание двенадцатилетнего мальчика, возможно, страдавшего тяжёлой формой аутизма.

    Термин «autismus» был введен швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером в 1910 году при описании симптомов шизофрении. В основу этого термина, означающего «ненормальное самолюбование», он положил греческое слово αὐτός — «сам», намереваясь подчеркнуть «аутистический уход пациента в мир собственных фантазий, любое внешнее воздействие на которые  воспринимается как нестерпимая назойливость».

    Психиатр Лео Каннер, работавший в Госпитале Джона Хопкинса в Англии, впервые внёс современное значение слова «аутизм» в английский язык.

    Начиная с середины 1960-х понимание стабильного пожизненного характера аутизма, демонстрация его отличий от умственной отсталости, шизофрении, других расстройств развития укрепили понимание того, что аутизм представляет собой отдельный синдром. Появление Интернета позволило людям, страдающих аутизмом,  формировать онлайн-сообщества и находить удалённую работу, избегая тягостной интерпретации невербальных сигналов и эмоциональных взаимодействий. Социальные и культурные аспекты аутизма также претерпели изменения: в то время как некоторых аутистов объединяет стремление найти метод исцеления, другие заявляют о том, что аутизм - просто один из многих стилей жизни.

    Терапия и лечение аутизма

    Основные цели терапии – это  снижение напряжения в семье, ассоциирующегося с аутизмом, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста. В медицине не существует единого оптимального метода терапии аутизма – она, как правило, подбирается индивидуально. Некоторые улучшения отмечаются при использовании многих методик психосоциальной помощи – это говорит о том, что любая помощь лучше её отсутствия. Программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии при аутизме  на ранних этапах жизни могут помочь ребёнку в освоении навыков самопомощи, общения, поспособствовать обретению рабочих навыков и часто повышают уровень функционирования, снижают тяжесть симптомов и неадаптивного поведения. Доступные подходы включают прикладной анализ поведения, использование «моделей развития» (англ. develompental models), структурированное обучение, логопедическую терапию, обучение социальным навыкам, трудотерапию. 

«Квиллинг - как один из способов развития мелкой моторики руку детей старшего дошкольного возраста»

 

«Руки учат голову, затем поумневшая голова
учит руки, а умелые руки снова способствуют
развитию мозга»
И.П. Павлов

  Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт. Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание.

Несмотря на свою привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом деятельности. Оно предполагает у детей хорошо развитых пространственных представлений.

Техника «квиллинг» является наиболее интересным видом конструирования из бумаги. В чем же заключается техника «квиллинг»? Полоска бумаги свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик стержня. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга собственными руками. Так у ребенка появляется возможность подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и вовремя скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль небольшого размера. Она будет основой дальнейшего многообразия форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, а затем из нее формируется необходимая квиллинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые разнообразные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остается тем же: сворачиваем, прищипываем. Дети  всегда смогут придумать новые элементы для квиллинга.

На английском языке техника бумагокручения называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 – начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага – недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако, эта древняя техника сохранилась до наших дней и очень популярна во многих странах мира. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы и на Востоке.

Чтобы обучение у детей  происходило эффективно необходимо соблюдать поэтапность и систематичность.

1 этап. Знакомство с инструментами и бумагой для квиллинга.

Инструментом для скручивания бумаги является – зубочистка. В дальнейшем  можно приобрести специальный инструмент для квиллинга. Инструментом также являются: пинцет (для приклеивания мелких деталей), клей, ножницы.
Бумага для квиллинга – это бумажные ленты шириной от 3 до 7мм. Её можно приобрести в готовом виде, а можно и нарезать самим.

2 этап. Знакомство и выполнение основных форм в технике квиллинг.
Основой для выполнения почти всех форм является – разреженный круг. Чтобы его выполнить, необходимо: кончик бумажной ленты вставить в специальную прорезь на деревянной зубочистке или инструменте, придерживая большим и указательным пальцем, накрутить бумагу, осторожно снять с инструмента и положить на ровную поверхность, получившийся круг немного раскрутится, у этого круга заклеиваем кончик. Освоив основную форму, можно выполнять другие формы. Например, «капелька», «глаз» и т.д.

Успехов Вам и детям в творческой работе!

 Тест «Готов ли я быть родителем первоклассника»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ ВЫПУСКНИКОВ!

С каждым днем Вы все ближе к новому витку в Вашей жизни и жизни Вашего ребенка. Сейчас очень быстро пройдет весна, прощание с детским садом, затем стремительно пролетит лето и… наступит ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ. «Что ждет вас там? Как там будет?» - думаете Вы и Ваш первоклассник. Это во многом зависит от того, насколько Вы и Ваш ребенок ГОТОВЫ к этой самой школе.

Давайте посмотрим, готовы ли Вы, быть родителем первоклассника.

Пожалуйста, зачеркните в таблице номера тех вопросов, на которые Вы ответили положительно.

Готов  ли  я  быть  родителем  первоклассника

Итак, выбирайте близкий вариант ответа:

1. Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребёнок будет часто обижать других детей.

3.  На мой взгляд, четыре урока — непосильная нагрузка для маленького ребёнка.

4. Трудно быть уверенным в том, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребёнок может хорошо учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.

6.  Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, считать и читать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, что ребёнок будет обходиться без дневного сна.

9.  Мой ребёнок пугается, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребёнок не ходит в детский сад и никогда не расстаётся с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, мало способна чему-либо научить ребёнка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14.  Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребёнка.

15. Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе?»

   http://sad14.slonim.edu.by/ru/sm_full.aspx?guid=9763

 Что означают полученные цифры? 

Если сумма положительных ответов 4 или менее баллов: у вас есть все основания с оптимизмом ждать первого сентября — вы сами готовы признать новую социальную роль вашего ребёнка.

Если сумма положительных ответов 5—10 баллов: вам желательно лучше подготовиться к возможным трудностям.

Если сумма положительных ответов 10 и более баллов, подумайте над своими ответами ещё раз, возможно, вам следует посоветоваться с психологом.

Что же означают суммы в столбиках таблицы?

В первую очередь обратите внимание на те, где сумма 2 — 3 балла. 

1-й столбик — по-видимому, необходимо заняться играми и заданиями, развивающими внимание, память, мышление, тонкую моторику рук.

2-й столбик — обратите внимание на то, умеет ли ваш ребёнок взаимодействовать с другими детьми.

3-й столбик — следует предположить некоторые сложности, связанные со здоровьем вашего ребёнка, но есть ещё время заняться закаливающими и общеукрепляющими упражнениями

4-й столбик — не исключена возможность того, что у ребёнка возникнут трудности во взаимопонимании с учителем.

5-й столбик — ваш ребёнок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.

Подумайте, может быть, стоит отложить школу на год?

Возможно, будет полезно поиграть в школу летом? 

Подкатегории

Игра выходного дня. Сами мастерим – ребенка развиваем.

Мастер-класс для родителей.

Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Данная сенсорная игра позволяет детям познакомиться и научится пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться посредством речи. Эти развивающие игры через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а также мышление и речь.

http://tmndetsady.ru/upload/news/2015/05/orig_538766e5c982c6420e21a6550c5e9fe5.jpgДля того, чтобы сделать игру на сенсорное развитие, нам понадобятся пробки от молочных тетрапакетов. Они отличаются от пробок из-под соков тем, что у них тонкая пластиковая кайма, что придаст более эстетический вид нашей игре.  Также нам понадобятся цветной картон, клей или двухсторонний скотч (кому что удобнее), наклейки диаметром не больше пробки, ножницы, карандаш.

Пробки вырезаем, моем, высушиваем и обрываем лишнюю бумагу, оставляя только пластиковый край.

 

Из картона вырезаем любую фигуру (треугольник, круг, бабочку и т. д.),  их должно получиться две одинаковых детали. Одна деталь у нас остается целая, а на другой вырезаем круги, сколько желаете, по диаметру открученной пробки.

http://tmndetsady.ru/upload/news/2015/05/orig_b8ef12c64d16b02e7fc1e0aa70b164fd.jpg       http://tmndetsady.ru/upload/news/2015/05/orig_cf65800521cd69e9d3a4609f3d2f6b4b.jpg

Скручиваем пробки с колец, нужное количество колец вставляем в отверстия. На одну деталь наносим клей или двусторонний скотч. Очень аккуратно соединяем детали так, чтобы пробки не выпали. Ждем, когда высохнет клей.

 

http://tmndetsady.ru/upload/news/2015/05/orig_39164d89b50d83ad671ac3cb7f664392.jpg           http://tmndetsady.ru/upload/news/2015/05/orig_a43cf1e6b00421850699bbec00d33058.jpg

Далее аккуратно вставляем наши наклейки в дырочки, приклеивая по центру. После этого можно прикрутить пробки на место.

http://tmndetsady.ru/upload/news/2015/05/orig_2a795d8615cce1bf0a7a306a0d1c192f.jpg         http://tmndetsady.ru/upload/news/2015/05/orig_cb1b9b34268ec7ba23234ff08df841e7.jpg

Наша игра готова. Ребенку предлагается открутить пробку, заглянуть внутрь и описать или назвать предмет, нарисованный на картинке.