Белорусские народные игры как основа физического воспитания

консультация  для  педагогов

 

Народная игра как эффективная действенная форма воспитания подрастающего поколения сохранила свою актуальную значимость и в настоящее время. Однако надо отметить, что сейчас белорусская народная игра имеет свободное существование только в традиционных народных праздниках и любительских художественных объединениях Беларуси, что ограничивает её влияние на воспитательный процесс в системе современного образования, тем более не достаточно происходит реализация ее педагогического потенциала и воспитательных возможностей.

         Белорусская народная игра всё время находится в стадии постоянного развития и совершенствования, и это явление непосредственно влияет на социокультурную ситуацию в обществе. Целеустремленность и функциональность традиционной народной игры остается стабильной платформой воспитания патриотических, духовных и физических качеств личности, формирует характерные отличительности белорусского народа. Несмотря на время народная игра адаптируется, регенерируется и приспосабливается к современным социокультурным потребностям общества, активно включаясь во все сферы деятельности социума.

         Если рассмотреть народную игру с точки зрения социокультурной деятельности, то основным функциональным направлениям её является воспитательно-педагогическая основа. Эстетическое, художественно-творческое, религиозно-духовное воспитание, передача из поколения в поколение устно-поэтических и духовно-национальных ценностей, социализация, национализация и гуманизация общества происходит по средствам эффективного воздействия воспитательных возможностей народной игры на человека. Народная игра, как живой организм имеет эволюционные периоды в своём развитии: от наипростейших монофункциональных, к сложным (смешанным) полифункциональных форм.

         Истоки белорусской игровой деятельности выходят из глубокой древности и генетически связаны с первыми попытками человека воплотиться в другое существо. Первобытное искусство было синкретичным, и длительное время оно сохраняло тесную связь с повседневной трудовой деятельностью человека. Становление более развитых форм игровой деятельности было связано со становлением самого человека как личности, с зарождением и развитием его эстетического чувства и восприятия.

         Очень полезным исследованием беларуской народной игры, незаменимым и неоценённым поныне, является работа Владислава Козловщика «Аб дзіцячым выхаванні беларусаў». Автор особое значение придает овладеванию духовно-нравственных ценностей своих предков, развитию их физической и духовной силы, «чтобы приобрести свободу и воплотить свои народные и общественные мечтания». Делая исторический ракурс в прошлое, исследователь обращает внимание на древние славянские игрища, на которых происходили, как и в древних греков: борьба, бокс, пляски и другие «праздничные забавы».

В работах современных специалистов по народному игровому творчеству, таких как, А.Ю. Лозка, В.К. Бондарчик, К.П. Кабашников, А.С Федосик, Л.И. Козловская, классификация народных игр составлена по функционально-тематическому и календарному принципах:

1.     Календарные и семейно-обрядовые игры (с празднично-обрядовой атрибутикой и без её);

1.     Игры, не связанные с народным календарем белорусов и их обрядами (или утратили связь).

К первой подгруппе относятся календарные и семейно-обрядовые игры, которые являются наиболее консервативным и архаичным слоем народного наследия белорусов, в котором отличительно сохранились оттиски мифологических представлений человека, языческих культов древности.

 Ко второй подгруппе относятся игры, которые под влиянием времени изменили свою функциональную направленность. В их преимущественно доминирует эстетическая сторона над магической. В итоге потери календарно-обрядовой смысловой принадлежности, некоторые обрядовые игры блуждают по отдельности в игровой фонде белорусской народной культуры Но это процесс повлиял на становление и развитие новых направлений в игровой деятельности. Игровой процесс «перевоплощения» обеспечивает активизацию творческой фантазии у её участников, стимулирует до импровизации, воздействует на их творческое развитие, а самое главное, что театрализованный процесс в игре помогает участнику в поиске самореализации.

Игра, по существу, занимает важное место в жизни каждого ребёнка, то же самое, что у взрослого человека занимает его профессиональная деятельность, работа, служба.

Активность ребят в народных играх обусловлена их личной значительностью, что в детском понимании определяется как: «весь мир находится вокруг меня». Разновидность народных игр направлена не только для создания своеобразной атмосферы праздника, но и для физического и творческие воспитания человека. В процессе театрализованных игр всесторонне раскрываются внешние и внутренние способности игроков. Выполняющие определенную роль участники старается перевоплотиться в образ или предложенный ему персонаж. Тем самым, он овладевает и раскрывает новые направления для самореализации, формирует свое внутреннее видение, естественно с учетом ограниченных качеств в характеристике играемого образа. Интересно то, что игры с переодеванием участникам наиболее привлекательны, потому, что сам процесс сложения образа, при помощи определенного реквизита усиливает фантазию игроков, тем самым наиболее совершенно раскрывает суть образа и данной роли.

         Народные игры с реквизитом помогают участникам творчески и с бурной фантазией подойти к реализации задач поставленных условиями игры. Раскрытию физических возможностей направленные народные игры семейно-родовой обрядности белорусов. Они издавна отражали комплекс имитационных трудовых действий, которые характеризировали земледельческий цикл работ белорусского народа. К таким играм относятся народные обрядово-игровые мероприятия проверки готовности к ответственному делу (игра на праздник Юрье «Пастушок», на Масленку «Жеребец или Вожак», на Купалье «Испытание через реку», «Прыжки через костер» и другие).

         Игра, как эффективный инструмент воспитания нашла свое назначение, ярко вписавшись, в празднично-обрядовую культуру Беларуси. Народная игра стала полноправным элементам (эпизодам) праздничных мероприятий. Но к большому сожалению, творческий и воспитательный потенциал народных игр в современной праздничной культуре Беларуси реализуется не в полном объёме.

Организация и проведение народных игр.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли.  Народная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости.

В любой народной игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль бывает обычно много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и сговорки. Водящего можно также выбрать жеребьёвкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии. Начало игры: игроки выбирают путём считалки сначала 2 детей, а они договорившись, кто из них как будет называться встают в пару, подняв вверх соединённые руки образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят в воротца. Последнего воротца задерживают, так игроки опускают руки и тихо спрашивают:

«Конь вороной остался под горой,

Выбираешь какого коня

Сивого или златогривого?»

Играющий встаёт позади того кого выбрали. Таким способом все дети делятся на 2 команды и начинается игра. Основным условием успешного внедрения народной игры в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.                   

В ходе игры воспитатель привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает ии регулирует эмоционально - положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации.

         Объяснение новой игры может проходить по - разному, в зависимости от её вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально выразительно. Педагог даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать 1 - 2 уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил ловкость, смелость, выдержку.

         Сюжетную народную игру можно объяснить по-разному. Например: педагог предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется и перейти к распределению ролей.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить играть детей активно и самостоятельно.

         Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Спорт и дети: физическое развитие и воспитание ребенка

в детском саду

Консультация для родителей.

 

Наверняка каждая мама и каждый папа мечтают, чтобы их ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным. Однако не все понимают, что для обретения крепкого здоровья ребенком необходимо потрудиться именно родителям.

Физическое воспитание детей: начинаем с первых дней жизни

Если заниматься физическим развитием ребенка с самого раннего возраста, уже к 7–8 годам ваш сын или дочь достаточно окрепнет, чтобы почувствовать в себе силы и желание не только хорошо и с интересом учиться, но и заниматься в кружках, секциях и т. д.

Физическое развитие ребенка: с чего начать?

Многие задаются вопросом: с какого возраста целесообразно начинать физическое воспитание детей? Ведь большинство родителей не ставят перед собой цель вырастить олимпийских чемпионов, для них спорт и дети — просто способ обеспечить ребенку здоровое детство и заложить в него чувство уверенности в собственных силах, привить некоторые навыки, приучить к дисциплине. Решить все эти задачи возможно при помощи правильно организованного физического воспитания детей дошкольного возраста.

Прежде чем отдавать малыша в ту или иную спортивную секцию, присмотритесь к нему, обратите внимание на способности и физические возможности. Физическое развитие ребенка — дело серьезное. Необходимо посоветоваться с врачом, а также с руководителем секции или спортивного кружка, который занимается физическим воспитанием детей. А задача родителей — выслушать рекомендации специалистов и принять решение, по силам ли ребенку та нагрузка, которая ляжет на его плечи.

Имейте в виду, что большая часть тренеров заинтересована в посещении их кружка максимальным количеством детей. Занимаясь физическим воспитанием детей, руководитель может уговаривать вас отдать к нему ребенка как можно раньше. Но подумайте: не повредят ли малышу чрезмерные спортивные нагрузки? У тренеров, занимающихся физическим воспитанием детей, зачастую бывают завышенные требования. Это значит, что ребенку грозит синдром хронической усталости и чувство, что он хуже других, если у него что-то не получается.

Главной заповедью для родителей, решивших уделить большое внимание физическому воспитанию ребенка, должно быть «Не навреди».

«Спорт и дети: проблемы физического воспитания дошкольников»

Физическое воспитание детей — один из вопросов, которые призваны решать как родители, так и воспитатели детских садов. Современные детские сады обычно оборудованы всем необходимым для организации физического воспитания дошкольников. Каждое утро воспитатели должны проводить с детьми комплекс спортивных упражнений, цель которых — дать малышам возможность вволю подвигаться, задействовав все группы мышц.

В теплое время года физическим воспитанием детей рекомендовано заниматься на свежем воздухе. Для этого предусмотрены площадки, оборудованные бревнами, мишенями, ямами для прыжков, гимнастическими стенками и т. д.

Стоит сказать об отношении некоторых родителей к физическому воспитанию в детском саду. Многие считают, что, если их ребенок подвержен частым простудам, его необходимо оградить от частого пребывания на воздухе (особенно зимой). Кроме того, желая перестраховаться, такие родители стараются надеть на свое чадо побольше теплых вещей, не учитывая тот факт, что любой садик зимой отапливается достаточно хорошо. В результате физическое воспитание в детском саду проходит для таких детей не в удобных маечках и шортах, а в теплых свитерах, комбинезонах, кофтах. А ведь вспотевший от такой «заботы» ребенок рискует заболеть гораздо больше, чем тот, кого не кутают.

Одна из особенностей физического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, что один комплекс упражнений не должен выполняться более двух недель.

Кроме того, физическое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает их ежедневное участие в подвижных играх. В качестве одной из составляющих физического воспитания дошкольников педагоги называют командные спортивные игры. Они способствуют развитию физических способностей детей, быстроты реакции, а также социальных навыков и коммуникабельности.

Существует еще один важный нюанс физического воспитания дошкольников. Необходимо чередовать умственные занятия с физкультурными паузами. Согласно рекомендациям педагогов, организация физического воспитания дошкольников подразумевает подобные паузы через каждые 20 минут.

А если малыш не посещает детский сад?

Физическим воспитанием дошкольников необходимо заниматься дома, если ребенок по каким-либо причинам не ходит в детский сад. Существуют утвержденные программы физического воспитания детей, по которым можно проводить самостоятельные занятия с малышом. Узнать содержание программ физического воспитания детей дошкольного возраста можно у детского врача или сотрудников детского сада.

Доказано, что правильное физическое воспитание детей дошкольного возраста напрямую влияет на нормальное развитие ребенка и его рост. Очень важно уделять большое внимание физическому воспитанию детей дошкольного возраста на свежем воздухе: это способствует закаливанию детского организма, избавляет малыша от многих болезней.

Спорт и дети: в какую секцию отдать?

Задумываясь над проблемами физического воспитания своего ребенка, родители часто оказываются перед выбором: в какую спортивную секцию записать сына или дочку? Успех физического развития ребенка нередко зависит от «точности попадания». Не стоит руководствоваться при выборе решением своих знакомых или друзей и вести своего ребенка в ту же секцию, куда те отдали своих детей. Присмотритесь к особенностям характера своего чада при выборе направления физического воспитания ребенка.

Если у него хорошо развиты навыки общения, если он в любом коллективе чувствует себя, как рыба в воде, — ему отлично подойдут командные виды спорта: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т. д.

Для организации физического развития ребенка, который является выраженным лидером и не привык делиться своими победами, оптимальным вариантом станет секция художественной или спортивной гимнастики, теннис. Для достижения успехов в этих видах спорта потребуются личные усилия ребенка.

Если вы хотите заниматься физическим воспитанием детей гиперактивных, склонных к дракам и конфликтам, можно обратить внимание на секции единоборств. Здесь ребенок сможет выплеснуть излишки энергии и избавиться от своей агрессии.

Если вы озабочены проблемами физического воспитания тихого, замкнутого и застенчивого ребенка, не спешите принуждать его заниматься командными видами спорта в надежде, что он станет более общительным. Скорее ему придется по душе конный спорт или плавание.

 

Эти же виды спорта отлично подойдут и слишком эмоциональным, вспыльчивым детям, чьи родители стремятся воспользоваться физическим воспитанием детей для укрепления их здоровья.

Картотека спортивных игр

 

1.Кто вперед.

Оборудование: санки.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: санки ставят параллельно друг другу на расстоянии 2–3 шагов. Каждый из детей становится рядом со своими санками. По сигналу воспитателя дети обегают свои санки вокруг. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание.

 

2.Гонки

Оборудование: санки, кегли.

Возраст: 3–5 лет.

Ход игры: дети становятся в две колонны друг за другом, держа санки за веревку. Впереди на расстоянии 10 м ставят кеглю. По сигналу воспитателя дети везут санки до кегли, огибают ее и возвращаются на свое место. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

 

3.Гонки тройками

Оборудование: санки.

Возраст: 3–5 лет.

Ход игры: Рядом с одними санками – трое детей. Один ребенок везет санки, второй садится на них, третий сзади подталкивает санки. По сигналу воспитателя начинаются гонки. Дети доезжают до установленного ориентира и возвращаются назад. Игра заканчивается, когда каждый ребенок из тройки побывает во всех ролях. Выигрывают те дети, которые быстрее выполнят задание.

 

4.На санки!

Оборудование: санки.

Возраст: 3–5 лет.

Ход игры: санки расставляют параллельно друг другу на расстоянии 3 шагов, при этом санок меньше, чем играющих. Дети свободно бегают по площадке. По сигналу воспитателя «На санки!» дети бегут к санкам и садятся на них. Опоздавшие остаются без места.

 

 

 

 

 

5.Регулировщик.

Оборудование: санки.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: дети с санками поднимаются на гору. Внизу стоит регулировщик с флажками в руках. Дети по очереди скатываются с горы на санках. Регулировщик флажками указывает направление поворота – вправо или влево

 

6.Кто первый.

Оборудование: санки, лыжные палки.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: дети, стоя на санках, отталкиваются лыжными палками, чтобы быстрее доехать до определенного места и вернуться назад. Кто вперед выполнит это задание, тот и победит.

 

7.Быстрые санки.

Оборудование: санки.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: дети поочередно спускаются на санках с ледяной горки. Чьи санки проедут дальше всех, тот и победитель. Игра проводится отдельно для девочек и мальчиков.

 

8.Гонки на санках.

Оборудование: санки.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: на каждые санки садится по трое детей. Они передвигаются вперед до определенного места, отталкиваясь ногами от снега. Побеждает та команда, которая раньше всех достигнет линии финиша.

 

9.Собери флажки.

Оборудование: санки, флажки.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: на склоне горы ставят флажки в один ряд друг за другом. Спускаясь с горы на санках, дети должны собрать флажки. Побеждает тот, кто наберет больше флажков.

 

10.Спуск в ворота.

Оборудование: санки.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: спускаясь с горы на санках, дети должны проехать через обозначенные ворота, не сломав их.

 

 

11.Черепахи.

Оборудование: санки, флажок.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: дети по два человека садятся на санки спиной друг к другу. По сигналу воспитателя, они отталкиваются ногами, стараясь как можно быстрее проехать расстояние в 5 м до флажка. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.

 

12.Достань игрушку.

Оборудование: игрушка.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: во время скольжения по ледяной дорожке ребенок должен достать игрушку, подвешенную на веревке.

 

13.Паровозик.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: дети парами встают друг за другом, держась за пояс впереди стоящего ребенка, и скатываются вниз по ледяной дорожке.

 

14.Через ворота.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: дети скользят по ледяной дорожке, стараясь проехать через ворота, не задев их.

 

15.Мячом в цель.

Оборудование: мяч.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: во время спуска по ледяной дорожке дети бросают мяч в условленное место.

 

16.Кто лучше проскользит.

Оборудование: лыжи.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: ребенок должен проскользить на лыжах дистанцию 20–25 м с наименьшим количеством шагов.

 

17.Кто дальше.

Оборудование: лыжи.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: дети по сигналу воспитателя разбегаются и скользят на двух лыжах до полной остановки. Выигрывает тот, кто просколь-зит дальше всех.

 

 

 

18.Догони.

Оборудование: лыжи.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: дети на лыжах выстраиваются в одну шеренгу. По сигналу воспитателя они должны догнать воспитателя. Воспитатель бежит так, чтобы дети смогли его догнать.

 

19.Бег на одной лыже.

Оборудование: лыжи.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: каждый ребенок встает на одну лыжу (с палками) у линии старта. По сигналу все устремляются вперед, отталкиваясь свободной ногой. Побеждает тот, кто первый достигнет финиша.

 

20.Через воротца.

Оборудование: лыжи.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: на пути лыжников ставят несколько маленьких ворот. Дети должны проехать под ними, стараясь не сбить.

 

21.Лыжные пары.

Оборудование: лыжи.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: дети встают парами, держась за руки, у линии старта. По сигналу дети бегут вперед. Побеждает та пара, которая вперед всех придет к финишу, не разъединив руки.

 

22.Слалом.

Оборудование: лыжи. Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: дети на лыжах проезжают змейкой между расставленными флажками. Побеждает тот, кто быстрее дойдет до финиша и не собьет ни одного флажка.

 

23.По узкой дорожке.

Оборудование: велосипед, кегли.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: дети на велосипедах строятся у стартовой линии. По сигналу они должны поехать по дорожке шириной 80 см, которая ограждена с двух сторон кеглями. Побеждает тот, кто проехал по дорожке, не сбив кегли.

 

 

 

24.Кто проедет быстрее.

Оборудование: велосипед.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: дети на велосипедах выстраиваются у линии старта. По сигналу они наперегонки мчатся к обозначенному месту. Побеждает тот, кто первым придет к финишу.

 

25.Кто придет последним.

Оборудование: велосипед.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: по сигналу воспитателя дети устремляются вперед. Но проехать путь до финиша они должны самым медленным ходом. Останавливаться нельзя. Побеждает тот, кто придет к финишу последним.

 

26.Эстафетные гонки.

Оборудование: велосипед.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: дети на велосипедах должны проехать между кеглями, расставленными зигзагообразно, до обозначенного места. Возвратившись назад по прямой, они передают велосипед следующему ребенку. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

 

27.Со стаканом воды.

Оборудование: велосипед.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: проезжая мимо стола, ребенок должен взять стакан с водой и переставить его на другой стол, поставленный на расстоянии 4–5 м.

 

28.Достань предмет.

Оборудование: велосипед, игрушка.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: проезжая на велосипеде по дорожке, ребенок должен достать одной рукой игрушку, подвешенную на веревке, на высоте вытянутой руки ребенка, сидящего на велосипеде.

 

 

 

29.Возьми мяч.

Оборудование: мячи по количеству игроков.

Ход игры: дети становятся на берегу в одну шеренгу. На воде располагаются мячи по количеству играющих детей. По сигналу воспитателя дети бегут в воду, каждый берет один мяч, быстро возвращается на берег. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее всех.

 

30.Лошадки.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: дети ходят, бегают, прыгают по воде, поднимая ногами брызги.

 

31.Аист.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: дети ходят в воде, высоко поднимая ноги.

 

32.Кто ловкий.

Оборудование: резиновые игрушки.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: в воде плавает много игрушек. Дети находятся на берегу. По сигналу воспитателя дети бегут в воду и начинают собирать игрушки. Побеждает тот, кто больше всех соберет игрушек.

 

33.Крокодилы.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: дети передвигаются на мелком месте, опираясь о дно руками, ноги выпрямлены и вытянуты назад.

 

34.Ловец.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: дети, стоя в воде, образуют круг. В центре круга стоит выбранный водящий. По сигналу воспитателя дети разбегаются на мелком месте. Ловец старается поймать убегающих.

 

35.Бой на море.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: дети стоят в воде по пояс в две шеренги друг против друга. По сигналу воспитателя они ударами ладоней по воде начинают «обстрел» соперников, направляя на них брызги и стараясь заставить их отступить. Во время игры нельзя касаться друг друга рукой.

 

 

36.Делай так, как я.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: дети стоят в воде по пояс. Воспитатель выполняет какое-либо движение (приседание, погружение в воду до подбородка и т. д.) и просит детей повторить это движение.

 

37.Фонтан.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: несколько детей становятся на мелком месте в круг. Затем они садятся на дно и, опираясь на руки, вытягивают ноги. По сигналу все одновременно начинают движения ногами вверх-вниз, поднимая фонтан брызг.

 

38.Кого назвали, тот ловит мяч.

Оборудование: мяч.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: дети свободно передвигаются по площадке. Воспитатель держит мяч в руках. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный ребенок должен поймать мяч и бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Мяч нельзя бросать слишком высоко.

 

39.Борьба за мяч.

Оборудование: мяч.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: дети делятся на две команды и располагаются на площадке в произвольном порядке. Одному из играющих дается мяч. По сигналу воспитателя дети начинают передавать мяч игрокам своей команды. Соперники пытаются перехватить мяч. Выигрывает тот, кто наберет большее количество очков.

 

40.Передай мяч.

Оборудование: мяч.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: играющие стоят в кругу. В центре – водящий. Дети начинают перебрасывать мяч друг к другу, не давая возможности водящему коснуться мяча. Если ему это удалось, он меняется местами с игроком, который бросал мяч.

 

 

 

 

 

 

41.Гонка мячей.

Оборудование: мячи по количеству игроков.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: все дети свободно располагаются на площадке. У каждого ребенка – по мячу. После сигнала воспитателя все ведут мяч ногой, стараясь не сталкиваться друг с другом.

 

42.Игра в футбол вдвоем.

Оборудование: мячи.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: дети становятся парами. Каждый игрок чертит вокруг себя круг диаметром 2–3 м. Игроки передают мяч друг другу, отбивая его то правой, то левой ногой, стараясь попасть в круг соперника. Выигрывает ребенок, забивший мяч в круг противника.

 

43.Забей мяч в ворота.

Оборудование: мячи.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: дети становятся против ворот – они нападающие. Двое детей – защитники. Нападающие по очереди забивают в ворота три мяча. Защитники стараются поймать мячи и возвращают обратно нападающим. Затем дети меняются ролями. Побеждает тот ребенок, который забил большее количество мячей.

 

44.У кого удар сильнее.

Оборудование: мяч.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: играющие по очереди делают 3 удара левой и правой ногой, стараясь как можно дальше послать мяч. Выигрывает тот, у кого мяч укатится дальше всех.

 

45.Игра с мячом.

Оборудование: мяч, клюшки для хоккея.

Возраст: 5–7 лет.

 

Ход игры: дети с клюшками в руках становятся в круг. В центре стоит водящий. Перед ним небольшой мяч. Ударом клюшки он старается выбить его за пределы круга. Дети, стоящие в кругу, препятствуют этому и отбивают мяч назад. Тот, кто пропустил мяч, сменяет водящего и становится в центр круга.

Белорусские народные игры как основа физического воспитания 

консультация  для  педагогов

Народная игра как эффективная действенная форма воспитания подрастающего поколения сохранила свою актуальную значимость и в настоящее время. Однако надо отметить, что сейчас белорусская народная игра имеет свободное существование только в традиционных народных праздниках и любительских художественных объединениях Белоруссии, что ограничивает её влияние на воспитательный процесс в системе современного образования, тем более не достаточно происходит реализация ее педагогического потенциала и воспитательных возможностей.

         Белорусская народная игра всё время находится в стадии постоянного развития и совершенствования, и это явление непосредственно влияет на социокультурную ситуацию в обществе. Целеустремленность и функциональность традиционной народной игры остается стабильной платформой воспитания патриотических, духовных и физических качеств личности, формирует характерные отличительности белорусского народа. Несмотря на время народная игра адаптируется, регенерируется и приспосабливается к современным социокультурным потребностям общества, активно включаясь во все сферы деятельности социума.

         Если рассмотреть народную игру с точки зрения социокультурной деятельности, то основным функциональным направлениям её является воспитательно-педагогическая основа. Эстетическое, художественно-творческое, религиозно-духовное воспитание, передача из поколения в поколение устно-поэтических и духовно-национальных ценностей, социализация, национализация и гуманизация общества происходит по средствам эффективного воздействия воспитательных возможностей народной игры на человека. Народная игра, как живой организм имеет эволюционные периоды в своём развитии: от наипростейших монофункциональных, к сложным (смешанным) полифункциональных форм.

         Истоки белорусской игровой деятельности выходят из глубокой древности и генетически связаны с первыми попытками человека воплотиться в другое существо. Первобытное искусство было синкретичным, и длительное время оно сохраняло тесную связь с повседневной трудовой деятельностью человека. Становление более развитых форм игровой деятельности было связано со становлением самого человека как личности, с зарождением и развитием его эстетического чувства и восприятия.

         Очень полезным исследованием белорусской народной игры, незаменимым и неоценённым поныне, является работа Владислава Козловщика «Аб дзіцячым выхаванні беларусаў». Автор особое значение придает овладеванию духовно-нравственных ценностей своих предков, развитию их физической и духовной силы, «чтобы приобрести свободу и воплотить свои народные и общественные мечтания». Делая исторический ракурс в прошлое, исследователь обращает внимание на древние славянские игрища, на которых происходили, как и в древних греков: борьба, бокс, пляски и другие «праздничные забавы».

В работах современных специалистов по народному игровому творчеству, таких как, А.Ю. Лозка, В.К. Бондарчик, К.П. Кабашников, А.С Федосик, Л.И. Козловская, классификация народных игр составлена по функционально-тематическому и календарному принципах:

1.     Календарные и семейно-обрядовые игры (с празднично-обрядовой атрибутикой и без её);

1.     Игры, не связанные с народным календарем белорусов и их обрядами (или утратили связь).

К первой подгруппе относятся календарные и семейно-обрядовые игры, которые являются наиболее консервативным и архаичным слоем народного наследия белорусов, в котором отличительно сохранились оттиски мифологических представлений человека, языческих культов древности.

 Ко второй подгруппе относятся игры, которые под влиянием времени изменили свою функциональную направленность. В их преимущественно доминирует эстетическая сторона над магической. В итоге потери календарно-обрядовой смысловой принадлежности, некоторые обрядовые игры блуждают по отдельности в игровой фонде белорусской народной культуры Но это процесс повлиял на становление и развитие новых направлений в игровой деятельности. Игровой процесс «перевоплощения» обеспечивает активизацию творческой фантазии у её участников, стимулирует до импровизации, воздействует на их творческое развитие, а самое главное, что театрализованный процесс в игре помогает участнику в поиске самореализации.

Игра, по существу, занимает важное место в жизни каждого ребёнка, то же самое, что у взрослого человека занимает его профессиональная деятельность, работа, служба.

Активность ребят в народных играх обусловлена их личной значительностью, что в детском понимании определяется как: «весь мир находится вокруг меня». Разновидность народных игр направлена не только для создания своеобразной атмосферы праздника, но и для физического и творческие воспитания человека. В процессе театрализованных игр всесторонне раскрываются внешние и внутренние способности игроков. Выполняющие определенную роль участники старается перевоплотиться в образ или предложенный ему персонаж. Тем самым, он овладевает и раскрывает новые направления для самореализации, формирует свое внутреннее видение, естественно с учетом ограниченных качеств в характеристике играемого образа. Интересно то, что игры с переодеванием участникам наиболее привлекательны, потому, что сам процесс сложения образа, при помощи определенного реквизита усиливает фантазию игроков, тем самым наиболее совершенно раскрывает суть образа и данной роли.

         Народные игры с реквизитом помогают участникам творчески и с бурной фантазией подойти к реализации задач поставленных условиями игры. Раскрытию физических возможностей направленные народные игры семейно-родовой обрядности белорусов. Они издавна отражали комплекс имитационных трудовых действий, которые характеризировали земледельческий цикл работ белорусского народа. К таким играм относятся народные обрядово-игровые мероприятия проверки готовности к ответственному делу (игра на праздник Юрье «Пастушок», на Масленку «Жеребец или Вожак», на Купалье «Испытание через реку», «Прыжки через костер» и другие).

         Игра, как эффективный инструмент воспитания нашла свое назначение, ярко вписавшись, в празднично-обрядовую культуру Беларуси. Народная игра стала полноправным элементам (эпизодам) праздничных мероприятий. Но к большому сожалению, творческий и воспитательный потенциал народных игр в современной праздничной культуре Беларуси реализуется не в полном объёме.

Организация и проведение народных игр.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли.  Народная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости.

В любой народной игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль бывает обычно много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и сговорки. Водящего можно также выбрать жеребьёвкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии. Начало игры: игроки выбирают путём считалки сначала 2 детей, а они договорившись, кто из них как будет называться встают в пару, подняв вверх соединённые руки образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят в воротца. Последнего воротца задерживают, так игроки опускают руки и тихо спрашивают:

«Конь вороной остался под горой,

Выбираешь какого коня

Сивого или златогривого?»

Играющий встаёт позади того кого выбрали. Таким способом все дети делятся на 2 команды и начинается игра. Основным условием успешного внедрения народной игры в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.                   

В ходе игры воспитатель привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает ии регулирует эмоционально - положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации.

         Объяснение новой игры может проходить по - разному, в зависимости от её вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально выразительно. Педагог даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать 1 - 2 уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил ловкость, смелость, выдержку.

         Сюжетную народную игру можно объяснить по-разному. Например: педагог предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется и перейти к распределению ролей.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить играть детей активно и самостоятельно.

         Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

 

 

Литература:

 1. Белорусские народные танцы, хороводы, гульни. / состав. В. С. Семеняков. - Мн., 1989.

 2. Гульні, ігрышчы, забавы / Ред.кал.: А.С. Федосик и др. - Мн.: Бел. наука, 2003.

 3. Леонтьев А.Н. Психологические проблемы детской игры: проблемы развития психики. / А.Н. Леонтьев. - М.: 1965.

 4. Луцевич, Л.В. Игра в контексте гендерной социализации. / Л.В. Луцевич. - Мн.: соц. пед. работа, проблемы воспитания, № 1., 2006.

 

 

«Совершенствование детского тела: осанка»

Консультация для родителей

 

Нормальное функционирование важнейших органов и систем организма человека во многом определяет правильная осанка.

Понятие «осанка» имеет много толкований и определений. Наиболее распространенным, встречающим в большинстве литературных источников, являются следующее: «Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека, принимаемая без излишних мышечных усилий».

Осанка является одним из важных слагаемых здоровья ребенка. Нарушения осанки отрицательно сказываются на работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем, искажают форму тела, становятся причиной нарушений обменных процессов. Сдавленные грудной клеткой легкие не могут полностью расправиться, набрать свежего воздуха при вдохе для нормального насыщения крови кислородом. В результате нарушаются окислительные процессы, а ткани и клетки не получают достаточного питания, что ведет  к понижению общей сопротивляемости организма. Дефекты осанки отражаются и на состоянии нервной системы, функционировании внутренних органов и могут привести к серьезным заболеваниям, таким как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз и др. Поэтому формирование правильной осанки и исправление дефектов – одна из самых важнейших задач физического воспитания ребенка.

Осанка зависит от состояния позвоночника, его естественных изгибов.  Правильной осанкой считается такое положение тела, которое характеризуется:

·        свободным положением туловища и прямым расположением головы, составляющим вертикальную прямую с туловищем;

·        симметричностью плеч и лопаток. Плечи развернуты, а лопатки прижаты к спине, грудь несколько выступает вперед, живот подтянут;

·        одинаковой длинной рук и ног, Ноги в коленных суставах прямые;

·        симметричным расположением гребней подвздошных костей и одинаковой формой треугольников, образуемых боковой поверхностью туловища и внутренней поверхностью опущенных рук;

·        равномерной волнообразностью позвоночного столба. Физиологические изгибы умеренно выражены, остистые отростки позвоночника расположены на одной линии;

·        своды стоп правильно развиты.

Осанка зависит в первую очередь от формы позвоночника. Позвоночник – это основной стержень опорно-двигательного аппарата, центральная ось тела, защитный футляр для спинного мозга, подвижная биомеханическая цепь.

Как довести это до сознания ребенка такую информацию. Очень просто. Предложите ребенку рассмотреть два рисунка, определить, чем внешне отличаются эти два сказочных персонажа и кто им нравится, на кого они хотели быть похожи.


Обратите внимание на спину героев. Дайте возможность ребенку высказать предположение, почему у Бабы-Яги такая спина. Одна из причин, это неправильная посадка.

На рисунке очень хорошо показано как меняется положение позвоночника (и откуда потом появляется горб). Самое главное, чтобы ребенок такую информацию не только воспринимал ушами и глаза, но анализировал, сам делал умозаключения. И ещё запомните, уважаемые родители, что ВЫ являетесь примером для своего ребенка!

 

Для того чтобы определить, какая у ребенка осанка, его нужно вплотную поставить спиной к стене до касания ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. При правильной осанке расстояние от стенки до шейного изгиба и от стенки до поясничного изгиба позвоночника должно быть примерно равны ширине ладони ребенка.

 

К приобретенным нарушениям позвоночника могут привести следующие причины:

·        общее недостаточное развитие мускулатуры ребенка – неправильные позы, деформация связок, суставов, снижение опорных свойств;

·        неравномерное развитие мышц живота, спины, бедер, удерживающих позвоночник в правильном положении;

·        уменьшение или увеличение угла наклона таза;

·        продолжительная болезнь ребенка или частые заболевания, ослабляющие его организм,

·        рахит;

·        неудовлетворительный общий режим ребенка, недостаточно или чрезмерно пассивный отдых, недостаточный сон;

·        неправильный режим питания;

·        однообразные движения (однобокие), прыжки на одной ноге.

 

К дефектам позвоночника могут привести и плохие привычки, которые с раннего детства играют большую роль в образовании неправильной осанки:

·        привычка стоять с опорой на одну ногу;

·        неправильная походка с опущенной головой, свисающими плечами, согнутыми ногами и спиной, покачивание туловища из стороны в сторону;

·        переноска тяжести в одной руке;

·        привычка неправильно сидеть за столом во время письма, чтения;

·        привычка читать лежа на боку;

·        неправильная одежда (короткие подтяжки, высокие каблуки).

 

 

Упражнения на создание представления о правильной осанке и ее формирование

 

1. Показать правильное положение тела в стойке. Попросить ребенка принять такое положение, особенно обращать внимание на положение головы, так как опущенная голова приводит к сгибанию спины и сутулой осанке.

2. Стать спиной к стене так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались стены. Запомнить положение частей тела. Отойти от стены, сохраняя принятое положение.

 

3. И.П. – стоя у стены в положении правильной осанки, немного прогнуть спину, не отрывая головы и таза от стены, и возвратиться в И.П.

 

4. И.П. – то же. Поднимать и опускать ноги, выставлять вперед, в сторону на носок, не отрывая головы, спины и таза от стены.

 

5. И.П. – то же. Выполнять различные движения руками, предплечьями (поднимание, опускание, приведение, отведение), не отрывая головы, плеч, таза и ног от стены.

 

6. И.П. – то же. Наклоны туловища вперед, в сторону с последующим касанием головой и плечами стенки.

7. И.П. – то же. Полуприседание и приседание, скользя вдоль стены.

 

Выполнение вышеуказанных упражнений с гимнастической палкой, обручем, в положении лежа на полу.