КАК БОРОТЬСЯ С ДЕТСКИМ «Я НЕ УМЕЮ!»

       Каждый новый навык делает ребенка все более независимым от родителей. Поначалу такая самостоятельность в радость, но праздничные достижения быстро превращаются в будничные обязанности. Понятно, что многим детям хочется опять стать маленькими, спрятаться за множеством «я не умею». И единственное, что тут можно сделать – это постоянно напоминать, успокаивать, убеждать, что родительская любовь и забота никуда не денутся.

        1. «Давай подумаем, где этому можно научиться?»
В Интернете посмотреть, спросить у кого-то, в библиотеку за книжкой сходить.

       2. «Хочешь расскажу, как я этому научилась?»
Ребенок часто чувствует себя неумейкой среди всемогущих взрослых и хорошо ему показать, что не всeгда так было и не всeгда так будет.

       3. «Может быть есть способ обойтись тем, что умеешь?»
Не получается нарисовать барашка – рисуй барашка в коробке. Это даст уверенность в своих силах и когда-нибудь барашек выглянет из коробки.

       4. «Попробуем это сделать вместе?»
Часто за словами о неумении стоит нежелание ребенка оставаться наедине с трудным или скучным делом.

        5. «Давай я покажу тебе хитрый способ».
Понятно, что ребенку хочется не учиться чему-то, а уже уметь это делать. И иногда есть способ научиться быстро. Вот хороший пример про куртку.

       6. «Хочешь научиться или хочешь, чтобы кто-то сделал вместо тебя?»
Скорее всего ребенок выберет второй вариант, но рано или поздно дойдет дело и до первого.

        7. «Давай разберем это большое дело на маленькие и выясним, с какими кусочками ты сможешь справиться, а с какими нужно тебе помочь.»

        8. «Ничего страшного, зато у тебя хорошо получается … (список успехов)». И ведь и правда, если подумать – какое колоссальное число сложнейших навыков ребенок освоил за последние 5-10 лет!

       9. «Как думаешь, придется этому когда-нибудь учиться или можно обойтись?» Не нужно рассказывать о необходимости некоторых навыков, пусть ребенок сам разберется.

 

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

 

autism

 

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day) установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 18 декабря 2007 года и, начиная с 2008 года, отмечается 2 апреля ежегодно во всем мире.

Цель этой даты – подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим аутизмом, и повышать уровень и качество их жизни.

Что такое аутизм?

Аутизм – это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. 
Профессиональная занятость: Преимущества людей с аутизмом

На сегодняшний день около 80% взрослых с аутизмом не работают. Между тем работодатели, не желающие принимать на работу людей с данным заболеванием, многое упускают: люди с расстройствами аутистического спектра справляются гораздо лучше «обычных» работников с деятельностью, касающейся распознавания образов, построенной на логическом мышлении и в работе, требующей особого внимания к деталям.

Способности этих людей делают их идеальными кандидатами для таких видов занятости, как тестирование программного обеспечения, работа с базами данных, лабораторная работа, вычитка текстов и т.д.

Барьеры, которые нужно преодолеть, для того, чтобы в полной мере использовать их потенциал, включают недостаточное профессиональное обучение, недостаточную помощь таким людям при трудоустройстве и распространенную дискриминацию.

Признаки и симптомы аутизма

У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста.

 

Autizm_u_detey

 

Поведенческие характеристики, используемые для описания синдрома аутизма:

1. Нарушено развитие неречевой и речевой коммуникации.

Характерно:

  • отсутствие мимики и жестов. Может отсутствовать и речь;

  • ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза;

  • речь нормальная, но беседовать с другими ребенок не может;

  • речь ненормальная по содержанию и форме, то есть ребенок повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к данной ситуации;

  • речь ненормальная фонетически (проблемы с интонацией, ритмом, монотонность речи).

    2. Нарушено развитие социальных навыков.

    Характерно:

  • дети не желают общаться и дружить с ровесниками;

  • игнорирование чувства и существование других людей (даже родителей);

  • не делятся с близкими своими проблемами, так как не видят в этом необходимости;

  • никогда не подражают ни мимике, ни жестам других людей или повторяют эти действия неосознанно, никак не связывая их с ситуацией.

    3. Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов.

    Характерно:

  • неестественное, нервное, отчужденное поведение;

  • ребенок-аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки;

  • ребенок-аутист отдает предпочтение уединению, играм с самим собой;

  • отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям;

  • тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках;

  • испытывает требование точно повторять одни и те же действия;

  • концентрирует свое внимание на чем-то одном.

    diagnostika

    Причины заболевания

    Ученые до сих пор не могут установить истинные  причины возникновения аутизма у детей. Теорий по этому поводу существует много, однако ни одна из них так и не нашла подтверждения клинически.

    Некоторые исследователи полагают, что причиной аутизма могут стать различные патологии родов, черепно-мозговые травмы, инфекции. Еще одна группа ученых относит аутизм к детской шизофрении. Существует мнение и о возможном наличии врожденной дисфункции мозга.

    Вполне вероятно, что важную роль в развитии аутизма играет врожденная хрупкость эмоций. В таких случаях при воздействии каких-либо неблагоприятных факторов ребенок закрывается от внешнего мира.

    Распространенность заболевания

    Уровень болезненности  аутизмом составляет 1-2 человека на 1000 человек населения.

    Терапия и лечение аутизма

    Основные цели терапии – это  снижение напряжения в семье, ассоциирующегося с аутизмом, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста. В медицине не существует единого оптимального метода терапии аутизма – она, как правило, подбирается индивидуально. Некоторые улучшения отмечаются при использовании многих методик психосоциальной помощи – это говорит о том, что любая помощь лучше её отсутствия. Программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии при аутизме  на ранних этапах жизни могут помочь ребёнку в освоении навыков самопомощи, общения, поспособствовать обретению рабочих навыков и часто повышают уровень функционирования, снижают тяжесть симптомов и неадаптивного поведения. Доступные подходы включают прикладной анализ поведения, использование «моделей развития» (англ. develompental models), структурированное обучение, логопедическую терапию, обучение социальным навыкам, трудотерапию.