Песочное рисование или игры с песком

П о ч е м у человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? Ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.  Чем выше двигательная активность ребенка, лучше развиты пальчики, тем лучше развивается его речь. А для развития мелкие моторики рук нам помогают различные игры и пособия. Есть много игр фабричного производства: различные шнуровки, игра «Грибочки», «Лягушка», различные головоломки, а также пособиями и играми, которые сделаны своими руками.  С каким интересом наши дети играют с этими играми!  Это не только веселое времяпровождение, это еще и развитие творческих способностей, пространственного воображения, а также возможность научиться самостоятельно себя одевать и раздевать. Еще очень хорошо помогает развивать пальчики детей рисование и особенно такой вид искусства, как и Stand Art. Рисование песком — новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для взрослых (родителей, педагогов) это еще один способ понять чувства ребенка. Stand Art, т. е. «искусство песка», появился в 70-х годах 20-го века. Песок — та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности. Картины, нарисованные песком — это не просто застывший момент, а динамическая сцена. Когда вы создаёте картины из песка, вы находитесь в гармонии с собой, потому что задействованы почти все органы чувств. Вы тактильно ощущаете песок, текущий между пальцами; неуловимый шелест, трущихся друг о друга песчинок слышат ваши уши; вы можете даже ощущать запах песка, не говоря уже о том, что зрительно передаёте на поверхность стекла или другого материала свои чувства и мысли.

Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная  техника  предусматривает: развитие плавности, изящества и точности движений; умения работать кистью и пальцами обеих рук; координации  руки  и  глаза; овладение  техническими  умениями:  регуляция  силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.

Базовые упражнения для подготовки руки к рисованию песком и на песке: “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

-выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

-“пройтись” ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

-создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),

-“пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после — одновременно (сначала только указательным, потом -средним, затем — безымянным, большим, и наконец -мизинчиком).

-“поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера.  При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх-вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить проделать то же упражнение на поверхности стола.

Обучение рисованию песком на стеклянной световой поверхности с детьми предусматривает три цикла:

1 -й начальный — знакомство с песком;

2-й сюжетное рисование, развитие воображения;

3-й самостоятельное составление динамических композиций на песке

Каждое занятие с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.

Подготовительная часть занятия включает в себя эмоциональное взаимодействие педагога с детьми (приветствие), проведение упражнений для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию

Вводная часть предусматривает использование музыкальных произведений для создания эмоционально — творческой атмосферы обучения, развития, проведение беседы с детьми о том, кто и что будет рисовать, проведение развивающих игр на создание образов (творческое развитие), развитие, закрепление и совершенствование техники постановки рук для рисования песком.

Основная часть — непосредственная работа с песком по тематике занятий, где дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. В процессе продуктивной творческой деятельности дети моделируют на песке точки, завитки, геометрические фигуры; добавляют песок для насыщенности цвета; создают рисунки на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу; «раскрашивание» рисунков.

В процессе обучения дети учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности, оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность. Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно.

Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли. Обязательным является проведение физкультминутки (15 -20 мин в зависимости от физического состояния воспитанников).

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих творческих работ и рисунков сверстников. Определение своего эмоционального состояния в процессе выполнения работ.

А сейчас попробуйте раскрасить порой такие тяжелые серые будни яркими красками и придать им необыкновенную лёгкость! Как это сделать?

Подготавливаем рабочую поверхность: прижимаем ладони к центру стекла, правую направо, левую налево, очищаем стекло. Существует несколько способов заполнения экрана. Равномерно насыпать – для этого набираема столько песка, сколько можем удержать. Поднимаем повыше, на уровне глаз и сыплем таким образом, чтобы песок сыпался как можно ровнее. Для этого повыше руки и не останавливаться на одном месте, руки должны быть всегда в движении. Начинаем рисовать – круг по центру указательным пальцем, затем двумя подушечками указательных пальцев ставим отпечатки, слегка толкаем вверх и обратно, получились глазки. Добавляем нос и улыбку. Вот какой вот смайлик. Теперь мы этого смайлика превращаем в девочку.  Щепоткой, заживая песок между большими и указательными пальцами, высыпаем реснички. Для того чтобы они были темные и ровные нужно поднести руку как можно ближе к поверхности. Затем четырьмя пальцами руки от макушки рисуем челку. Подключаем вторую руку и всеми пальцами вниз рисуем волнистые линии. Получилась такая прическа. Теперь присыпаем только зону волос. Когда мы собираем пальцы в ладони и большими пальцами справа и слева на голове рисуем бантики. Получился вот такой портрет. 

Источники:

Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. -Журнал « Старший воспитатель»-М., 2012г.-No5.

Белошистая  А.В.  Игровые  технологии в  образовании  и  воспитании   ребенка дошкольного возраста// Пед. технологии.-2010.-No2.

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке.-СПб, 1998.

Интернет-ресурсы:

htt://www.sadpictures.ru

htt://www.jlady.ru

htt://www.u-sovenka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Язык сайта »