Основателем ТРИЗ-РТВ технологии является   Генрих Саулович  Альтшуллер.

Целью использования ТРИЗ–технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Применение ТРИЗ в обучении детей дошкольного возраста позволяет вырастить настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ–технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям  возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми

               В использовании технологии ТРИЗ выделяют следующие этапы работы:

Цель первого этапа – научить воспитанника находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? И др.

Цель второго этапа – учить воспитанника фантазировать, изобретать. Например, придумать новый стул, удобный и красивый. Или как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачкой? И др.

Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью приемов ТРИЗ.

На четвертом этапе ребенок применяет полученные представления и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой ситуации.

Чтобы занятия проходили максимально эффективно, занимаясь и играя с детьми дошкольного возраста, необходимо придерживаться нескольких правил:

  1. Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаются предметы, явления, сказочные задачи из образовательных областей, близких и понятных детям: «Ребенок и природа»; «Ребенок и общество»
  2. Все задания, способы ознакомления с противоречиями и приемами ТРИЗ по их разрешению преподносить в игровой форме, с использованием наглядного материала.
  3. Общение и взаимодействие с ребенком должно строиться на следующих позициях:
  • внимательно выслушивать ребенка, восхищаться каждой идеей;
  • не давать отрицательных оценок, критических высказываний в адрес ребенка;
  • говорить не «правильно», а «интересно», «необычно», «любопытно», «здорово», «отлично», «удивительно», «прекрасно», «замечательно» и т.п.;
  • учить ребенка возражать взрослому, другим детям, — доказывая, аргументируя, отстаивая свою позицию;
  • использовать ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
  • сопровождать процесс общения только положительными эмоциями: радостью нового познания, открытия, радостью творчества, удовлетворенностью похвалой, самоутверждением, осознанием собственной значимости;
  • поддерживать мотивы ребенка на участие в занятиях: самоутверждения, лидерства, личной пользы, помощи, общения, познания нового, созидания, игрового.

Помните, что каждый ребёнок, изначально талантлив и даже гениален, у него нет психологической инерции, сложившихся устоев, но его надо научить ориентироваться в современном мире, видеть и разрешать противоречия, приводить примеры и аргументы в доказательной беседе.

 ЗАПОВЕДИ ПЕДАГОГА-ТРИЗовца

  1. Нет темы, которую нельзя было бы обсудить с детьми.
  2. Подача материала строится только на живом интересе к этому самого ребёнка.
  3. Необходимо давать детям точное название приёма, явления предмета, используя оригинальную терминологию, хотя истинное понимание термина придет позже.
  4. Форма общения с детьми – диалог. Речевая активность детей по отношению к речи педагога в идеале должна соотноситься как 3:1 (система Фландерса).
  5. Активно использовать «провокационные» вопросы к детям.
  6. Конечная цель любого мероприятия – снятие инерции мышления ребёнка. Девиз ТРИЗовцев – «Можно говорить всё, нам нравится любой ход мысли».
  7. Предупреждением утомления детей на занятии должен служить определённый режим: временные отрезки по 5–10 минут чередуют между собой интеллектуальную и двигательную нагрузку.

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Технология насчитывает более 70 методов и приёмов. Остановимся на некоторых из них:

Мозговой штурм – предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения.

В методе мозгового штурма, как и в исследовательской деятельности, рассматривается проблемный вопрос с разных позиций и выдвигаются свои идеи. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями.

Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

Приём «Да-нет» позволяет решать задачи в исследовательской деятельности с постепенным сужением круга поиска. Это самый универсальный способ в области познавательно-исследовательской деятельности, потому что не требует никаких материалов и особых условий проведения занятий. 

Литература:

Альтшуллер, Г. С. Как научиться изобретать / Г. С. Альтшуллер. — Тамбов : Тамбовское книжное издательство, 1961. — 113 с.

Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2841–2845. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Язык сайта »