Поиск ответов как на вопросы «чему обучать?», «зачем обучать?», «как обучать?», так и на вопрос «как обучать результативно?» привели педагогов, занимающихся теорией и практикой педагогики, к попыткам технологизации образовательного процесса и стремлению превратить этот процесс в процесс с заданным высоким и гарантированным результатом. Именно поэтому в педагогике в последней четверти XX в. появилось новое направление – педагогические технологии.

Термин «технология» имеет латинские корни и переводится как «наука об искусстве» (techne – искусство, мастерство; logos – слово, учение, знание) и означает путь гарантированного получения определённого продукта с заданными свойствами. Словарь современного русского языка определяет технологию как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве.

В педагогической практике РФ термин «технология обучения» был введен в 1989 Беспалько В.П., который сформировал представление о педагогической технологии как «о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса». Учитывая не очень длинную историю разработки образовательных технологий, еще нет единого определения данного понятия. Представим некоторые из них:

  • Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П.Волков).
  • Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
  • Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
  • В приведенных определениях педагогической технологии отражаются новые подходы и системные преобразования, происходящие сегодня в образовании, стремление педагогики соответствовать тем требования, которые предъявляются к ней как к науке, формирующей поколения, которые должны интегрироваться в новый меняющийся мир.

Признаки педагогической технологии

С развитием педагогических технологий возникает проблема определения того, в чем ее отличие от традиционной методики. В педагогических исследованиях, в частности в работах Г. Е. Муравьевой, мы читаем следующие мнения по этому поводу:

  1. Технология – это методика с жестко запрограммированным результатом, которого можно достичь и определенными средствами, предназначенными для достижения этого результата.
  2. Технология и методика – равнозначные понятия, но в последнем большее внимание уделяется личности ученика и учителя и способам их взаимодействия.
  3. Методика – более широкое понятие, она может включать в себя несколько технологий. В этом случае чаще всего методика и рассматривается в качестве целостной педагогической системы.

Технология – это каркас, методика – оболочка, форма деятельности педагога. Функция технологии – в построении образовательного процесса, обеспечивающего заданный результат.

Е.О. Иванова указывает на то, что к наиболее важным признакам педагогических технологий относятся:

  • педагогическая идея, то есть определенная методолоческая, философская позиция (технология процесса передачи знаний и технология развития личности);
  • фиксированная последовательность педагогических действий, операций, коммуникаций, выстраиваемая в соответствии с целевыми установками, конкретным ожидаемым результатом;
  • процесс взаимодействия педагога и обучающегося с учетом их индивидуальных характеристик и дидактических принципов обучения;
  • воспроизводство любым педагогом элемента педагогической технологии, что гарантирует достижение планируемых результатов (образовательного стандарта) всеми обучающимся;
  • диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Основные методологические требования, предъявляемые к педагогическим технологиям, (критерии технологичности) выделены  Селевко Г .К.:

  • концептуальность – каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию;
  • системность – педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех частей, целостностью;
  • управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;
  • эффективность – педагогическая технология должна гарантировать достижение определенного результата при оптимальных затратах;
  • воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

В 90-х гг. ХХ в. – начале ХХI в. были разработаны и внедрены в практику работы учреждений дошкольного образования профильные технологии белорусских авторов, более подробно ознакомьтесь здесь:

  • тэхналогія працэсу маўленчага і лінгвістычнага развіцця дашкольнікаў у сітуацыі руска-беларускага двухмоўя (аўтар – Н. С. Старжынская);
  • тэхналогія працэсу мастацка-маўленчага развіцця дашкольнікаў у сітуацыі руска-беларускага двухмоўя (аўтар – Д. М. Дубініна);
  • технология алгоритмизации процесса математического развития дошкольников (автор – И. В. Житко);
  • технология «Теория процесса музыкально-творческого развития дошкольников» (автор – Л. С. Ходонович);
  • технология развития творчества дошкольников в двигательной деятельности (автор – В. Н. Шебеко);
  • технология двигательного развития детей дошкольного возраста (автор – В. А. Шишкина);
  • технология использования игр с природными материалами в процессе экологического образования дошкольников
    (автор – Е. А. Стреха);
  • тэхналогія фарміравання музычна-эстэтычнай культуры старшых дашкольнікаў сродкамі беларускага музычнага фальклору (аўтар – В. М. Анцыпіровіч);
  • технология формирования графических умений у детей 5–7 лет (автор – Е. В. Горбатова);
  • технология развития метафоричности речи детей старшего дошкольного возраста (автор – В. Л. Пашко);
  • технология педагогической поддержки детей от рождения до трех лет в «Материнской школе» (автор – Р. Р. Косенюк).

В основе технологий белорусских учёных лежит культурологический и связанный с ним личностно-ориентированный подходы, согласно которым средой развития и воспитания ребенка выступает культура. Каждая из технологий ориентирована на обогащение имеющегося жизненного опыта ребенка и формирование у него опыта творческой деятельности как основополагающего и главного элемента совокупного социального опыта, на который могут опираться другие его элементы (знания, умения, отношение к миру), воспитание стремления к самостоятельному решению проблем в процессе познания мира посредством активного диалога со взрослым (в отличие от механического усвоения), на создание возможностей для ребенка занимать не просто активную, но и инициативную позицию. За воспитанником в технологиях сохраняется право на здоровье, допущение и исправление ошибки самому, вместе со сверстником и педагогом.

В этом разделе хотелось бы также остановиться на общеизвестных технологиях, использование элементов которых, также широко применяется педагогами-практиками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Язык сайта »