Развитие исследовательских способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста посредствам методов ТРИЗ-технологии

Консультация «Развитие исследовательских способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста посредствам методов ТРИЗ-технологии»

Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить задачу, которую ставят перед учреждением дошкольного образования.

Дошкольный возраст  уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Исследовательская деятельность — это особый вид интеллектуально-творческой деятельности. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Исследовательская активность — естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить — значит сделать шаг в неизведанное. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимания. Этому способствует ТРИЗ-теория решения изобретательских задач, а точнее методы и приёмы, используемые в дошкольном воспитании, которые и позволяют активнее развивать познавательно исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Целью ТРИЗ является не просто развитие фантазии детей. ТРИЗ учит детей дошкольного возраста творчески находить позитивные решения возникших проблем.

Технология насчитывает более 70 методов и приёмов.

Эффективные методы и приёмы для развития исследовательских способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Мозговой штурм – предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения.

Рассмотрим (на кубах) сначала алгоритм мозгового штурма и сравним с алгоритмом проведения исследовательской деятельности:

1.Постановка задачи (смайлик «подумай»)

  1. Выдвижение идей (смайлик с пальцем вверх) Видео с исследовательской работы «Как появляются валенки?»
  2. Обсуждение идей (смайлик глаза вверх)
  3. Принятие решения (смайлик «окей»)

Модель исследовательских технологий совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы:

1.Проблемная  ситуация (смайлик «подумай»)

2.Выдвижение  гипотез (смайлик с пальцем вверх). Подбор  материала  для  проверки  гипотез.

3.Проверка  гипотез (смайлик глаза вверх)

4.Формулирование и оформление  вывода (смайлик «окей»)

В методе мозгового штурма, как и в исследовательской деятельности, рассматривается проблемный вопрос с разных позиций и выдвигаются свои идеи. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями.

Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

Приём «Да-нет» позволяет решать задачи в исследовательской деятельности с постепенным сужением круга поиска. Это самый универсальный способ в области познавательно-исследовательской деятельности, потому что не требует никаких материалов и особых условий проведения занятий. 

Пример: на примере исследовательской работы: «Удивительные свойства лозы или почему плачет ива».

У нас возник вопрос – так возможно и другие деревья имеют это свойство — плакать?

В период весенней обрезки деревьев мы взяли веточки берёзы, рябины, ивы и поставили в воду. Через 2 дня, когда ветки достаточно напитались водой, мы увидели, что утром только на веточках ивы, а вернее на листьях висели, будто слёзы капельки воды.

Задача метода моделирования маленькими человечками заключается в ознакомлении детей дошкольного возраста с агрегатным состоянием различных веществ и моделировании процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между ними (твердое–жидкое–газообразное). Мы не можем детям объяснить состав веществ, строение атомов и прочее, поэтому проще объяснить, что всё, что не видно вооруженным глазом творят маленькие человечки. Детям  становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по-разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).

На первый взгляд, может  показаться сложным, но если разобраться, уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога.  Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое.

Почему человечки?

  • Могут думать, производить действия, вести себя по-разному;
  • У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам;
  • При моделировании можно поставить себя на их место, почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия.

Обозначения целесообразно придумывать и нарисовать вместе с детьми, тогда символы лучше запомнятся и будут им понятны. Но есть определенные правила, которым надо следовать:

С чего начать?

  • этап— построение с воспитанниками простейших моделей;

На примере исследовательской работы «Как появляются валенки?»

1.1 Шерсть (модель человечка твёрдого вещества), мыло (модель человечка жидкого вещества), вода (модель человечка жидкого вещества).

2 этап – моделирование взаимодействий двух веществ; Шерсть (модель человечка твёрдого вещества), мыло (модель человечка жидкого вещества), вода испарилась (модель человечка газообразного вещества).

3 этап – моделирование сложных взаимодействий и состояния окружающих предметов, переход их из одного состояния в другое.  Валенки (модель твёрдого вещества).

Построение с детьми простейших моделей можно начинать со средней группы.

Ещё один метод, который  позволяет видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах, а также его антисистему – это системный оператор —своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:

  • Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать. (Валенки)
  • Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части. (шерсть, вода, мыло)
  • Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект. (Обувь)
  • Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи? (Овца)
  • Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции? (Валеки-обувь)
  • Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?

Путей развития творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Можно сделать вывод что, исследовательская деятельность с применением элементов ТРИЗ является эффективным средством развития активного творческого мышления у детей, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет детям дошкольного возраста возможность успешной самореализации в исследовательской деятельности. 

Литература:

Источник: https://e-koncept.ru/2016/76545.htm

Курышев, В. А. ТРИЗовый подход при решении задач / В. А. Курышев // Школьные технологии. — 2013. — № 4. — С. 11–12.

Утемов, В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ [Электронный ресурс] / В. В. Утемов, М. М. Зиновкина // Концепт. — 2013. — Т. 3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Язык сайта »