Роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии речи детей

rx online

Сегодня рассмотрим роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Ведь развитие речи — это один из главных аспектов, на которые мы делаем упор при проведении занятий в детском саду с младшими дошкольниками. Как правило, чаще всего развитие речи осуществляется посредством игровой деятельности, но музыкально-театрализованная также дает отличные результаты.

Развитие речи детей осуществляется посредством разных видов деятельности, включая музыкально-театрализованную. Этот вид деятельности характеризуется возможностью импровизации, дает возможность оживить звуки, передать образ героя с помощью эмоциональных средств. Музыкальная игра, движение под музыку, пение — все это способствует развитию речи у детей младшего дошкольного возраста.

Особую роль в данном аспекте играет музыкальный театр. Это увлекательная форма работы с воспитанниками, которая является средством познавательного, эстетического и речевого развития детей. Музыкальный театр можно использовать в работе с детьми с целью решения следующих задач речевого характера:

  • увеличивается словарный запас;
  • практикуется и совершенствуется диалог и монолог;
  • прививается культура речевого общения;
  • воспитанник учится выстраивать диалог с воспитателем;
  • усваиваются нормы речи;
  • развитие умения драматизировать и инсценировать.

инсценировка

Музыкально-театральные инсценировки требуют особых выразительных средств, включая интонацию, мимику, жесты, что позволяет лучшим способом передать образ героя. Помимо пересказа готовых текстов часто дети сочиняют собственные сюжеты, что очень важно для развития их речи. Также театрализованная деятельность предусматривает развитие интонации и выразительного произношения, что позволяет лучшим способом передавать свои эмоции и чувства.

Репетируя и тренируя выразительность высказываний, у воспитанников активизируется словарный запас, усваивается звуковая культура речи, происходит развитие мелкой моторики и моторики речедвигательного аппарата. Ребенок тренирует речевой слух и дыхание, дикцию. С этой целью для детей младшего дошкольного возраста предлагают инсценировки небольших стихов, легких литературных произведений. Особое внимание на занятиях уделяется обучению воспитанников речевым навыкам, напевам, особой мимике и движениям.

Этапы работы над интонационной выразительностью

В построении интонационной выразительности выделяют несколько этапов:

  1. Характеристика героя, которого будет играть воспитанник, повторение характерных для него движений.
  2. Тренировка интонационного произношения, характерного для данной роли.
  3. Общие характеристики речевых особенностей образа.
  4. Переход в образ посредством творческих приемов (выражение разных чувств).
  5. Исполнение стихотворения или произведения по ролям с учетом музыкального сопровождения инсценировки.

Особенно эффективно, когда дети исполняют сценку не просто в паре, а большой группой. Коллективная музыкально-театрализованная деятельность помогает им научиться сотрудничать друг с другом и со взрослыми.

интонация

Построение интонационной выразительности важно в том случае, когда с воспитанниками работает специалист. Но важно также побудить их к самостоятельной деятельности, когда они сами могут выбирать текст, движения, интонацию и т.д. Это так называемые игры-инсценировки, когда они сами выбирают персонажей, которых будут играть, при этом придумывая речи и напевая песенки.

Для работы над выразительностью речи необходимо организовывать небольшие пятиминутки по артикуляционной гимнастике, выполняя различные упражнения, которые я уже ранее описывала здесь и в этой статье. Подойдут также скороговорки, речевки и так называемые фонопедические и логоритмические упражнения, например:

«Однажды в лес пошли гулять «а», «о», «у», «и»,
Ты можешь их пересчитать «а», «о», «у», «и».
Вдруг вышел из лесу медведь «а», «о», «у», «и»,
И начал грозно так реветь
И звуки бросились бежать «а», «о», «у», «и»,
Нам с тобой их не догнать.
Мы только тихо позовем «а», «о», «у», «и»,
И их домой скорей вернем».
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
«Я здороваюсь везде,
Дома и на улице (повороты вправо-влево)
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице (движение «крылышки»)
Здравствуй, небо голубое (покачивание руками над головой)
Привет, солнце золотое (кругообразное движение пальчиками)
Здравствуй, вольный ветерок (обмахиваем себя)
Привет, маленький дубок (показать «деревце»)
Здравствуй, утро, (повороты вправо-влево)
Здравствуй, день, нам здороваться не лень».

Музыкальный театр таким образом позволяет прорабатывать все составляющие устной речи младших дошкольников.

https://metodbv.ru/rol-muzykalno-teatralizovannoj-deyatelnosti/

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *