Развитие мелкой моторики рук. Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы

Развитие мелкой моторики рук. Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы

  1. «Пальчиковый бассейн». Его легко изготовить даже в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6-8 см.

Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует активизации двигательных кинестезий, праксиса позы, улучшает динамический праксис.

Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, формы) с использованием этого тренажёра позволяют максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.

  1. «Разноцветные прищепки». Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использовано в сочетании с массажем лицевой и оральной мускулатуры, либо пальчиковой пассивно-активной гимнастикой. Показаниями к применению этого вида работы являются: глубокие задержки психоречевого развития, атонически-астатическая форма ДЦП.

Разработана схема проведения этого, весьма эффективного вида работы; продолжительность процедуры от 3-5 минут до 7-9 минут:

1-3 дни – большой палец;

4-6 дни – большой и указательный пальцы;

7-9 дни – большой, указательный, средний пальцы.

Затем нагрузки снижаются до минимальных по той же схеме.

Такое постепенное увеличение и уменьшение нагрузок помогает адаптироваться детям со слабостью контролирующей функции коры и низким порогом включения охранительного торможения.

Если во время сочетанной процедуры массажа и прищепок у ребёнка возникают негативные эмоциональные реакции, возбуждение, процедуру необходимо прекратить.

  1. Логопедическая щетка «ёжик». Рабочую поверхность «ёжика» можно изготовить из массажной щётки для волос. Для этого используется резиновая основа с деревянными зубцами. Площадь её поверхности, по возможности, должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребёнка. На обратную сторону резиновой основы приклеивается кожа (от старой обуви, перчаток) или толстый войлок для придания «ёжику» жёсткой формы. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щётки к ладонной поверхности руки (большой палец руки отведён). Использование щётки возможно в двух положениях:

а) зубцами к ладонной поверхности руки,

б) зубцами наружу.

С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точные двигательные кинестезии. Вот некоторые упражнения, которые проводятся с использованием «рукавички-ёжика»:

Упражнения для развития тактильных ощущений и гнозиса на каждой руке попеременно (игольчатая поверхность зубцами наружу).

3.1. Прикасание поверхности щётки к различным частям тела ребёнка (руке, щеке, груди), вызов положительных эмоциональных реакций с использованием игровых моментов «Поздоровайся», «Где ёжик пробежал», «Большой и маленький ёжик».

3.2. Лёгкие массажные движения (похлопывающие, поглаживающие) с использованием эмоциональных восклицаний и фраз типа: хлоп-хлоп (похлопывающие движения по ладони), моя рученька (поглаживающие движения от кисти к локтю). С горки – бух (поглаживающие – от локтя к кисти, похлопывающие – по ладони), на горку – ух (поглаживающие  — от кисти к локтю, похлопывающие – по локтевому суставу).

3.3 Различение ровных и неровных поверхностей (зеркала, тарелки, расчёски, щётки) с использованием эмоциональных стимулов (ситуации успеха, сопереживания).

Упражнения на соотнесение ритмического рисунка стихотворного текста с ритмом движения (игольчатая поверхность зубцами к ладонной поверхности руки).

3.4. Ребёнок проговаривает знакомый стихотворный текст, отстукивая ритм обеими руками. Например: / / /   / /   /   / / «Тук, тук, я стучу, новый домик сколочу».

С безречевыми детьми эти упражнения выполняются способом совмещённых действий, когда педагог проговаривает текст, отхлопывая или отстукивая текст руками ребёнка.

Упражнения с использованием звукоподражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам.

3.5. Воспроизведение звукоподражаний с одновременным движением рук (с наращиванием и редуцированием ряда, с заданным количеством). Например: «Тук, тук-тук, тук-тук-тук; хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп».

3.6. Со сменой темпа (быстро – медленно).

3.7. Со сменой ударения (громко – на ударных слогах, тихо – на безударных).

3.8. Со сменой звукоподражаний и соответствующих им движений. Например: «Бом-бом (хлопки ладонью по столу), хлоп-хлоп (хлопки в ладоши), тук-тук (ребром ладони по столу).

3.9. С изменением громкости (от тихого полушёпота к громкому голосу) и двигательных усилий (от лёгких касаний к интенсивному отстукиванию).

Упражнения с использованием слоговых рядов (учитываются речевые возможности детей).

3.10. Проговаривание слоговых рядов с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога (рукавички на обеих руках).

а) одинаковых – па-па-па,

б) со сменой темпа (медленно-быстро) – ПА-ПА-ПА-ПА, па-па-па-па; па-па-па-ПА-ПА-ПА-па-па-па-па,

в) с наращиванием ряда – та, та-та, та-та-та, та-та-та-та.

3.11. Проговаривание слоговых рядов:

а) со сменой согласных – па-па-та, па-та-ка, ка-та-па, та-па-ка,

б) со сменой парных согласных – ба-ба-па, ба-па-па, па-па-ба, та-да-да, та-та-да, да-та-та.

Целью подобных упражнений является достижение координации голосоподачи и движений. 

  1. Пальчиковая гимнастика с использованием резинок с различной степенью упругости.

        а) на отведение, противопоставление пальцев,

        б) на сопротивление,

        в) на координацию.

        Надетые в виде восьмёрки на разводящие пальцы, или соединяющие три пальца в щепоть, они усиливают двигательные кинестезии, способствуют наращиванию мышечной силы, формированию ритма движений. Упражнения на координацию обеспечивают формирование комплекса двигательных, сенсорных и речевых функций, а также тонких дифференцированных движений пальцев.    

5.Пальчиковая гимнастика с использованием поролонового мячика. (Диаметр мячика 3-4 см). Выполняется сначала кистью одной, затем другой руки. Ладонь при этом плотно прижата к столу. Приподнимаются поочерёдно пальцы от мизинца к большому и надавливают на поролоновый мячик, плотно прижимая его к столу и удерживая прижатым к поверхности стола 5-10 секунд.

Мячик поочерёдно сжимается пальцами правой и левой рук (сначала большими пальцами, затем указательными, средними, безымянными, мизинцами). В каждой позиции мяч удерживается не менее 4 секунд.

Упражнение с двумя поролоновыми мячиками выполняется аналогично упражнению 5, но пальцами обеих рук одновременно/

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Язык сайта »