Развитие речевой активности детей через различные виды игровой деятельности

Развитие речевой активности детей через различные виды игровой деятельности

Мир ребенка, его жизнь — всецело игра,

Потому что в игре он необычайно велик!

В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связывают с ухудшением здоровья детей и другими причинами. В связи с этим вопросы развития речи очень актуальны.

Речь — одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе.

Речь детей развивается стремительными темпами, и в норме уже к пяти годам заканчивается ее естественное становление. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно общаться.

Для того чтобы речь ребенка развивалась активно и правильно, ребенок должен быть окружен вещами, которые можно рассмотреть, изучить, чтобы результаты отобразить в слове.

Начинать работу по развитию речевой активности нужно с создания развивающей речевой среды, которая должна способствовать реализации следующих поставленных задач:

1) развивать произносительную и связную сторону речи;

2) активизировать словарь детей;

3) формировать грамматический строй речи;

4) развивать мелкую моторику руки.

Решить поставленные задачи лучше всего педагогам помогает игровая деятельность, так как игра имеет особое значение. Игровое общение это базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.

С помощью игры мы можем развивать речевое творчество, обогащать и активизировать речь детей.

У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и обучением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство развития речевой активности дошкольников.

Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития ребенка прямо или косвенно влияет на расширение, уточнение и развитие активного и пассивного словаря.

Развитие игровой деятельности непосредственно связано с развитием речевой активности. Это связано прежде всего с тем, что чем больше ребенок узнает об окружающем мире, тем больше он переносит в игровую деятельность слов, действий, пополняя активный и пассивный словарь.

Общая характеристика развития игровой деятельности

В раннем детстве возникают и начинают развиваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.

В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх,- игра вызывает качественные изменения в речи ребенка.

Собственно игровое действие будет происходить только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом — другой. Игровое действие носит знакомый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формулирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности: игровые заместители предметов могут иметь значительно меньшее сходство с самими предметами, чем, например, рисунок с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя.

В игре ребенку впервые открываются отношения, складывающиеся между людьми в процессе трудовой деятельности, их права и обязанности, отражают окружающее и их многообразие действительности. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Дети 5-7 лет играют не только в дочки-матери, в гости, в детский сад, но и в строительство моста, в запуск космического корабля. У старших дошкольников часто встречаются игры, которые используют и дошкольники среднего и младшего возраста (дочки-матери, детский сад, гараж и т.д.), но они в старшем возрасте разыгрываются по-разному. У детей старшего дошкольного возраста в центр ставятся внутренние социальные отношения моральные соображения.

В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в специально организованном обучении. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре.

Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста и поэтому дает толчок для развития речевой активности ребенка.

Продуктивные виды деятельности ребенка — рисование, конструирование — на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. У дошкольника появляется желание учиться, и складываются первоначальные умения.

 Виды игр

В педагогике используются следующие игры:

— подвижные игры;

— творческие сюжетно-ролевые игры:

— игры-драматизации;

— строительно-конструктивные игры;

— игры с готовым содержанием и правилами:

— дидактические игры;

— предметные игры;

— настольно-печатные игры;

— словесные игры;

— хороводные игры;

— танцевальные игры;

— музыкально-ритмические игры.

Однако наиболее эффективно поставленные речевые задачи решаются в процессе интеграции игровой деятельности с другими видами деятельности.

Например, дети заучивают много считалок, стихов, поговорок, которые используются в процессе проведения подвижных игр и упражнений.

В процессе знакомства с числами используются дидактические и настольно-печатные игры, а в процессе овладения грамотой — используют множество словесных игр, а также упражнений и ритмических игр с мячом.

Театрализованные игры могут совмещать в себе все средства художественно-речевой деятельности.

Во время проведения занятий целесообразно в структуру занятий включать пальчиковые игры, которые развивают мелкую моторику и речь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, можно сделать вывод о том, что у ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему поиграть, но и надо пропитать игрой всю его жизнь — (А.С. Макаренко).

Игра развивает мыслительные процессы, умение общаться, раскрепощает эмоционально. Таким образом, можно сделать вывод, что игровая деятельность действительно является эффективным средством речевого развития детей дошкольного возраста и педагогам необходимо максимально использовать игровую деятельность, как наиболее понятную и близкую воспитанникам.

Рекомендации

  1. В работе учитывать возрастные и психолого-педагогические особенности детей.

  2. В работе с детьми в свободное от занятий время больше использовать игровые моменты, способствующие развитию способностей воспитанников.

  3. Подбор игр и игровых комплексов должен соответствовать возрасту и отвечать недельной тематике.

  4. При работе нового материала использовать сюрпризный момент как эффективный метод работы.

  5. В работе надо учитывать индивидуальные способности каждого воспитанника. 

 Литература

  1. Е.И. Тихеева «Развитие речи детей», Москва «Просвещение» 1981.

  2. Житко, И.В. Развивающие игры для дошкольников: пособие / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М, Ярмолинская. – 2-е изд. – Минск: Выш. шк., 2009. – 72с.: ил.

  3. Башлакова, Л.Н. Коммуникативные игры и упражнения для детей: методические рекомендации / Л.Н. Башлакова. Минск, 2001.

  4. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология, Часть 1./Волков Б.С., Волкова Н.В. — М.:Владос, 2008.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *