Общее недоразвитие речи — что это такое?

Общее недоразвитие речи – что это такое?

Нарушение звукопроизношение у детей могут выступать либо как самостоятельное нарушение речи, либо как один из симптомов какого — то гораздо более сложного речевого расстройства. Во втором случае родителей чаще всего беспокоит неправильность произношения ребенком звуков, которые при этом не замечают его отставания в общем речевом развитии.

О нарушении звукопроизношения как самостоятельном нарушении речи говорят тогда, когда они являются единственным отклонением от нормы в речи ребенка. Если же наряду с этим у него отмечаются так же бедный запас слов и неправильное построение фраз, то это говорит об общем отставании в речевом развитии.

Общее недоразвитие речи (ОНР) подразумевает нарушения всех компонентов речи, т. е. звукопроизношения, фонематического слуха, структуры слова, словарного запаса, грамматических категорий, связной речи.

Что же делать, если вашему ребенку поставили диагноз «общее недоразвитие речи»?

Конечно, лучший выход — определение ребенка в специальную группу учреждения дошкольного образования. Здесь с ним ежедневно будут заниматься коррекционной работой учитель — дефектолог, воспитатели, а родителям дома, разумеется, нужно помогать ребенку закреплять и повторять усвоенный материал. В таких условиях больше шансов исправить ситуацию до поступления в школу.

Если нет возможности определить ребенка в специальную группу, то родители должны водить его на занятия к логопеду в поликлинику или центр коррекционно — развивающего обучения и реабилитации своего района. В любом случае ребенку необходимо уделить максимальное внимание, как можно больше общаться, заниматься, развивать мелкую моторику рук, тренировать внимание, память, мышление, расширять словарный запас, учить правильно строить фразы.

Дорогие родители, вам потребуется колоссальное терпение и время. Ваша помощь обязательно принесет положительные результаты. От вас зависит очень многое!

Советы родителям по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Как развить речь ребенка?

  • С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике — в человеке, который не просто говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.
  • Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте употреблять известные ему слова. Учите играть в сюжетные игры, сопровождая их словестными комментариями.
  • На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них, интонационно выделяя голосом новое слово.
  • Ваша речь, обращенная к ребенку, должна быть правильной. Четко произносите слова и фразы, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение. Ваша речь должна служить образцом для малыша!
  • Разглядывайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать вам картинки, которые вы называете, и самому рассказывать о том, что на них нарисовано.
  • Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.

Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка.

Звукопроизношение у детей.

В каких случаях нужна консультация учителя-дефектолога:

  • У ребенка не развивается фразовая речь, в его словаре имеются только небольшой набор лепетных или искаженных слов;
  • Малыш не использует речь как средство общения с окружающими;
  • Он может говорить некоторые слова, но произносить их несоответственно к предмету, объекту или ситуации;
  • Вас настораживает тембр голоса ребенка (писклявый, грубый или гнусавый);
  • Малыш заикается;
  • Вы замечаете нехарактерное произношения ряда звуков: во время разговора кончик языка высовывается между зубами, раздуваются щеки, отчего речь приобретает шепелявый или Речь и развитие моторики, их взаимосвязь

Развитие речи тесно связано с развитием моторики, особенно мелкой моторики пальцев рук. Игры с пальчиками — средство, повышающее работоспособность головного мозга. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно его речь.

Игры и упражнения:

На развитие тактильного восприятия

«Гладкий — шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешок со знакомым предметом или игрушкой и на ощупь определяет, что это)

Игры с водой

«Тонет — не тонет», «Теплый — холодный» и т.д.

С песком и другим сыпучим материалом

«Печем куличики», «Рисуем палочкой», «Найди клад» и др.

Игры с нанизыванием

«Собери бусы», «Собери пирамидку», «Проведи дорожку»…

Фольклорные пальчиковые игры

«Сорока — ворона», «Ладушки»

На выкладывание

«Мозаика», «Пазлы», «Разрезные картинки», «Кубики», «Шнуровки», «Застежки» и др.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Язык сайта »