Влияние родительских установок на развитие детей
Влияние родительских установок на развитие детей
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание.
Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала …», «Папа велел» и т. д.
Взрослые люди, способные осознавать и контролировать, многое «подвергают сомнению», ставя психо-экологические защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами. Они не пускают в своё подсознание те установки, которые сознательно им не нужны. («Курить вредно!» — хочу и курю!).
Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многие из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяют их поведение, причём стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Несомненно большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личности ребёнка. это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающей ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути?
Рассмотрим таблицу родительских установок и подумаем, прежде чем что-то категорически заявлять своему ребёнку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
Негативные установки Позитивные установки
Сказав это: Исправьтесь:
Сильные люди не плачут. Поплачь – легче будет.
Думай только о себе, не жалей никого. Сколько отдашь – столько и получишь.
Ты всегда, как твой (я) папа (мама). Какая мама умница!
Какой у нас папа молодец!
Уж лучше б тебя вообще не было на свете! Какое счастье, что ты у нас есть!
Не будешь слушаться – заболеешь! Ты всегда будешь здоров!
Сколько сил мы тебе отдали, а ты … Мы любим, понимаем, надеемся на тебя!
Не твоего ума дело … Твоё мнение всем интересно.
Не ешь много, будешь толстый, Кушай на здоровье!
никто тебя любить не будет
Не верь никому, обманут! Выбирай себе друзей сам …
Ты всегда это делаешь хуже других Каждый может ошибаться,
попробуй ещё!
Женщина глупее мужчины. Всё зависит от человека.
Ты плохой. Ты не правильно поступил.
Будешь букой – один останешься. Люби себя – и другие тебя полюбят.
Всё хорошее всегда кончается. Всё в этой жизни зависит от тебя.
Этот список вы можете продолжить сами. Подумайте, какие установки мешают вам жить, и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то из вашей жизни повторялось у ваших детей.
Как часто вы говорите детям …
-Я сейчас занята …
-Посмотри, что ты натворил!
-Это надо делать не так …
-Когда же ты научишься?
-Сколько раз я тебе говорила!
-Ты сведёшь меня с ума!
-Вечно ты во всё лезешь!
— Уйди от меня!
Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, что вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
Эти слова ласкают душу ребёнка:
-Ты самый любимый!
-Ты очень многое можешь!
-Спасибо!
-Что бы мы без тебя делали?!
-Я помогу тебе …
-Я радуюсь твоим успехам!
-Чтобы не случилось, твой дом – твоя крепость.
-Расскажи мне, что с тобой …
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Сам ребёнок – не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.
Литература.
- Каляда М. Шпаргалка для родителей.
- Снягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как?
Свежие комментарии